По долинам и по взгорьям Евросоюза

День 7-й | На главную страницу | День 9-й

День 8-й. Словения - 1

Утро в отеле «Эдельвейс» началось с завтрака, самого странного из всех гостиничных завтраков за поездку. Придя в ресторан, мы не обнаружили там ничего, напоминающего обычный шведский стол. Там вообще никого не было. Не было никого и на рисепшене.
По-видимому, сезон в отеле еще не начался и мы были единственными постояльцами. Ближайшего человека удалось найти лишь на кухне – женщина поняла, что мы от нее хотим и пригласила занимать места. Вскоре к нам вышел старичок-официант, из иностранных языков говоривший только по немецки и спросил, чего мы хотим. Из всего сказанного я понял только два слова – “Kaffee” и «Käse», т.е. кофе и сыр. Он ушел и принес нам два кофе и четыре кусочка сыра. Еще, кажется, были булка и всякие джемы. В принципе, нам этого хватило, чтобы не остаться голодными. Потом старичок появился опять и сказал, что может еще принести «бриошь». Я не совсем представлял себе что это такое, поэтому настаивать не стал. Но он ушел и принес нам по круассану, на которые у нас уже не осталось кофе и мы заныкали их до вечера :)

Перед тем, как окончательно уехать из Италии, я хотел сделать еще кое-что, а именно, искупаться в море. Тем более, что все вокруг напоминало Эстонию – такой же мелкий песок, почти такие же сосны на берегу, и даже вода по моим ощущениям ничуть не отличалась от воды в Усть-Нарве – у нас летом температура такая же, градусов 15 :)

Вобщем, такой аттракцион обычно называется «купались одни русские» :) Я зашел в воду, подпрыгивая на каждой волне, пару раз смело окунулся и даже несколько метров проплыл брассом. Правда народу на всем пляже было человек пять, поэтому оценить мой подвиг было особо некому. Но других купающихся я действительно не видел, лишь пара человек бродила босиком по мелководью.

Но вот пришло время отъезда. Помахав из машины ручкой Алессандре из “Панорамы” и затарившись в каком-то маленьком городке итальянским вином, мы двинулись в сторону Триеста.

Километры на шестиполосном автобане летят быстро. Вот мы проехали место, где автобан заворачивает на Вену и Прагу. На подъездах к Триесту начались повороты на населенные пункты со значком “SLO” – Словения. Мы свернули на одном из последних, проехали тоннель и оказались перед погранпунктом. Здесь шенгенская зона закончилась и мы въехали в самую загадочную страну на нашем маршруте – вступившую в ЕС одновременно с нами бывшую югославскую республику Словению.

Тут же на границе поменяли 100 евро на местные деньги по курсу примерно 239 толаров за евро плюс четыре процента комиссии. Мне кажется, это получилось выгоднее, чем снимать деньги в банкомате, а искать более выгодные обменники было уже некогда.

На ближайшей заправке «PETROL» заправили полный бак бензина, он здесь гораздо дешевле, чем в Италии, Германии и даже Австрии.

Дальше начались платные автобаны. В отличие от Италии здесь не нужно было нажимать на кнопку автомата – человек в будке на въезде просто давал карточку, а на съезде забирал, и табло высвечивало, сколько надо заплатить.

Знакомство со Словенией было решено начать с ближайшей достопримечательности – Постойнской пещеры.

Пещера Постойна. Из путеводителя :

Постойнска Яма - всемирно известная пещера, настоящее чудо природы, находящееся в юго-западной части Словении. Возраст натечных известковых образований в пещерах - от 16 тысяч до 192 тысяч лет - сталагмиты увеличиваются всего на 7-13 см за сто лет. Лабиринт пещер исследован лишь на 23 км, для туристов открыто немного меньше. Электрическая подземка уходит вглубь на 2.5 км, на 4 км тянется удобная пешеходная тропа с эффектной подсветкой. По пещере протекает река Пивка.

Осмотр Постойнской пещеры начнется с поездки на открытой электричке по коридору Старой пещеры, продолжается пешей прогулкой, приблизительно полтора километра, по наиболее красивым коридорам и залам. Осмотр заканчивается в созданном природой "Концертном зале". Оттуда к выходу из пещеры Вы опять поедете поездом. Поскольку постоянная температура воздуха в пещере всего 8 градусов, рекомендуем взять с собой теплую одежду.

По указателям дорогу мы нашли быстро, вот и туристический комплекс, на подъезде к которому нам наперерез бросился мальчик, торопясь вручить талончик на платную парковку.

Парковочный талон в Постойне

В кассах узнали цены. 3540 SIT в пещеру и 1050 SIT в замок. Однако… Цены уже вполне европейские… Поскольку в замок мы тоже хотели, купили билеты сразу и туда и туда. Пока разбирались, что и как, оказалось, что на ближайшую экскурсию в 15:00 мы опоздали, а следующая лишь в 16:00. Прикинули, что из-за этого можем не успеть в замок. «А мужичок-то порядочная сволочь, не предупредил», -заметил я :)

К четырем часам у входа в пещеру собралась порядочная толпа народу. Нас запустили внутрь горы, где мы обнаружили практически станцию метро :) Все экскурсанты стали усаживаться в вагончики небольшого поезда. Поначалу я думал, что на нем нас всего лишь довезут до начала пещеры. Но я никак не думал, что нас повезут так далеко! Поезд ехал по узким туннелям, настолько узким, что казалось, немного наклони голову и заденешь наросты, свешивавшиеся со стен и потолка. Периодически поезд въезжал в большие подземные залы с причудливыми подсвеченными фигурами, а потом снова нырял в тоннели. Это ж надо, проложить дорогу в таком лабиринте!

Билет в пещеру Постойна

Но вот наконец поезд подъехал к длинному подземному перрону и остановился. Дальше мы должны были идти пешком. Это был большой зал с высокой конусообразной горой посредине, наверх которой вела лестница. Здесь сошедшие с поезда туристы собирались в группы соответственно языку экскурсии. Их было четыре – словенский, английский, немецкий и итальянский. Мы, разумеется, выбрали английский.

-Здравствуйте, меня зовут Митя, -представился наш экскурсовод.
Говорил по-английски он хорошо, гораздо лучше, чем я его понимал. Мы узнали о том, что пещера возникла под действием вод подземной реки и что сталактиты и сталагмиты образуются в результате осаждения известняковых частиц, содержащихся в капающей с потолка воде.

Словения. У входа в пещеру Immensum Ad Antrum Aditus - "вход в огромную пещеру" Словения. Пещера Постойнска Яма Словения. Пещера Постойнска Яма Словения. Пещера Постойнска Яма

Нас провели по так называемому "русскому мосту", переброшенному через ущелье, по дну которого далеко внизу текла речка. Мост был назван "русским" в честь русских военнопленных, строивших в годы 1-й мировой войны для австрийцев тоннель, который должен был соединить эту пещеру с находящейся по соседству другой пещерой. Сам тоннель сейчас засыпан. Дело в том, что уже в годы 2-й мировой войны немцы использовали пещеру как склад бензина, недоступный для бомбардировщиков союзников. Югославские партизаны в 1944-м году взорвали этот склад, тоннель обвалился, часть пещеры выгорела, так что даже сейчас можно видеть следы копоти на стенах.

Еще одна местная "фишка" - живущая в пещере "рыба с человеческим лицом". На самом деле это конечно не рыба, а протей - земноводное, похожее на ящерицу, с хвостом и лапками, у которого отсутствуют глаза, и у которого при этом есть лицо, напоминающее человечье. Видели мы этого протея в небольшом подсвеченном бассейне в пещере. Эдакая белого цвета глиста :) Как рассказал гид, их помещают туда на две недели, потом снова выпускают в подземную реку, так как пребывание на свету отрицательно сказывается на здоровье животного. А вот чем оно питается, для всех загадка. Как нам рассказали, протей может жить без еды 22 года, больше не проверяли, так как именно столько длится эксперимент в местном НИИ. Еще этому протею посвящен целый музей рядом со входом в пещеру, но там, судя по рассказам бывавших, ничего интересного нет.

Словения. Музей, посвященный протеям Парк у входа в пещеру Парк у входа в пещеру Парк у входа в пещеру

Примерно полшестого экскурсия по пещере закончилась. Замок работал до шести и мы скорей побежали к машине. До замка надо было ехать 9 километров, правда я не учел, что по горной дороге. Разогнаться на серпантинах было невозможно, а периодически дорога еще и заходила в какие-то деревни, где приходилось смотреть указатели, чтобы не заблудиться. Так, с криками и матюгами, без десяти шесть мы были у Предъямского замка.

Предъямский замок. Из путеводителя :

История Предьямского замка уходит далеко в прошлое, так как в первоначальном виде он был построен уже в 12 веке. Первые сохранившиеся записи об этом замке относятся ко второй половине 13-го века.

Билет в Предъямский замок

Наиболее известный житель Предьямского замка Эразм жил во второй половине 15-го века в недостроенном средневековом замке. В то время замок еще более выразительно предназначался для защиты. Жить в нем было не очень приятно - но безопасно. Но и это не помогло Эразму. В боях между австрийским кайзером Фредериком III и венгерским королем Матиашем Корвином самостоятельный и гордый Эразм поддерживал последнего. После того, как кайзер приказал отрубить его другу голову, Эразм поссорился с одним из родственников кайзера и убил его. Спасение перед гневом властителя и наемной погоней он нашел в Предьямском замке и еще более раздражал цезаря бандитскими налетами на торговые караваны. Уважаемый житель Триеста Гашпер Равбар получил от кайзера задание поймать Эразма. Со своим окружением он действительно нашел его в глубоких снегах. Замок был в осаде целый год, с помощью катапульт в него метали каменные ядра и исходили внизу злобой от беспомощности, когда Эразм предлагал им печеного вола и свежие вишни. Только с помощью продажной души предателя слуги, пожелавшего золота и похвалы кайзера, Равбару удалось победить Эразма. Когда Эразм отправился туда, куда, по словам словенского историка Вальвазора, "даже турецкий султан должен идти сам", слуга зажег фонарь, указавший направление пуле, убившей рыцаря-грабителя. Эразм по преданию похоронен на рыночной площади в Предъяме около церкви Марии Семи скорбей, построенной в 15-ом веке, которая сейчас благодаря своим отреставрированным фрескам считается одним из самых красивых примеров поздней готической архитектуры в Словении. На его могиле растет огромная липа. Легенда говорит, что ее посадила девушка Эразма в его память.

Словения. Предъямский замок Словения. Предъямский замок. Липа на могиле Эразма Словения. Предъямский замок

В 1570 году по указу Ивана Кобензла замок был отстроен в том виде, в котором и находится сейчас. В 1810-м году в ряду остальных владельцев во владение замком вступил граф Михаел Коронини, а в 1846-м его купил принц Виндишгретц.

Словения. Предъямский замок Словения. Предъямский замок Словения. Предъямский замок Словения. Предъямский замок

Секретный вход в небольшом гроте сразу за краем Предъямской стены был в начале 17 века заложен, так как через в него в замок забрались воры и унесли многочисленные драгоценности. После второй мировой войны постойнские спелеологи исследовали и описали замок. Подкоп - так называемый Эразмов подкоп - можно осмотреть и туристам.

Романтическая крепость сейчас реставрируется по образцу того замка, каким он был после реставрации по указу Кобензла. Он является первоклассной туристической достопримечательностью, подобную которой трудно найти в мире.

К сожалению, были уже закрыты связанные с замком пещеры, но сам замок еще работал. Мы предъявили билеты, тетенька на входе спросила, откуда мы, и на каком языке хотим путеводитель, и вручила нам русский.

Из замка мы выбрались уже на закате солнца. Ехать в Любляну было уже поздно, мне хотелось еще засветло найти забронированные апартаменты, а ехать до них было еще довольно далеко. Мы снова выехали на автобан и по нему довольно быстро добрались до Любляны. Здесь автобан еще не достроен, поэтому часть пути пришлось преодолевать по городским проспектам, периодически останавливаясь на светофорах. Но вот мы снова на автобане, подъезжаем к очередному пропускному пункту, я жду, что мне дадут карточку, а мужик в будке вместо этого явно желает получить с меня деньги. Я судорожно ищу по машине карточку, но ее нет. Оказывается, с этой стороны автобан еще не доделан и деньги берут вперед, потому что дальше оборудованных пунктов съезда с него уже не будет.

Еще несколько десятков километров по автобану и впереди нас снова проступают снежные вершины гор. Вот дорога сужается до двух полос и через несколько километров мы сворачиваем по указателю на город Блед. Проезжаем одноименное озеро, а затем дорога уходит в жуткого вида ущелье, образованное речкой Сава Бохинька. Горы буквально нависают с обеих сторон, полностью закрывая собой небо. Удивительно, но параллельно нашей дороге, как оказалось, шло железнодорожное полотно, а по нему, в такой, казалось бы, глуши даже ходили поезда !

Вот и город Бохиньска Быстрица. Здесь расположена последняя железнодорожная станция, далее, судя по карте, железная дорога ныряет в многокилометровый тоннель и покидает нашу долину. Мы же едем дальше, наши апартаменты находятся в деревне Savica, в паре километров за городом. «Наш дом третий слева»,- написано в интернет-распечатке. Заезжаем на машине во двор. Уже темно, но я надеюсь, что хозяева еще не спят. Стучусь в дверь, открывает женщина, и я начинаю ей объяснять, что у меня забронированы апартаменты. Несколько минут она что-то выясняет, такое чувство, что нас не ждали. Но затем все проясняется, она ведет нас в соседний дом, служащий гостиницей и открывает дверь в наш номер. Как же здесь классно! Номер большой, с обеденным столом и, что самое удобное, с кухней. Есть и плита, и холодильник, и отдельная раковина. Почему-то сразу с грустью подумалось, что жить мы здесь будем всего два дня, точнее две ночи, а потом придется ехать дальше. А так хочется остаться подольше!

Пробег за день - 353 км, в т.ч. 158 км по Италии
Общий пробег – 3410 км

Ночлег: "Apartments Arh" рядом с г. Бохиньска Быстрица
Стоимость: 24€ на двоих без завтрака

Смотреть фотографии

День 9-й. Словения - 2