Поездка на остров Сааремаа

Рассказ о поездке на остров Сааремаа 31 июля – 1 августа 2004 года.

Ездили вчетвером на одной машине. Выехали из Нарвы в 4:30 утра в субботу. Еще со вчерашнего дня дождь лил не переставая, но откладывать поездку и дальше уже не хотели, так что поехали несмотря на дождь.

Поскольку ночевать предполагалось в палатках, в спортклубе предприятия были взяты две палатки, а также спальники и коврики. Вдобавок я взял надувную кровать вместе с недавно купленным насосом с питанием от прикуривателя.

Всю дорогу до моря дождь лил не переставая. Но уже на подъезде к порту Виртсу он вдруг закончился и выглянуло солнце. На 9:00 у меня был забронирован паром, так что мы оказались одними из первых в очереди. Стоимость билетов – 70 ЕЕК с машины и 35 ЕЕК с человека. Заехали на паром, вышли и пошли гулять по верхним палубам. Паром идет всего полчаса, поэтому даже кофе выпить толком не успеваешь :)

В 9:30 съехали на остров Муху и по отличному шоссе с ограничением скорости в 100 км/ч понеслись в сторону Курессааре. Между Муху и Сааремаа проехали по дамбе, вышли и немного погуляли. Затем было решено свернуть и посетить одну из основных достопримечательностей Сааремаа - музей ветряных мельниц в Англа. Довольно симпатично.

Из Англа направились в сторону Курессааре, но по дороге заехали в Каали – посмотреть на метеоритный кратер. По сравнению с 1982-м годом, когда я там был последний раз, место довольно сильно облагородили, сделали барьеры, лесенки и т.п. Даже сам кратер не показался мне совсем уж той грязной лужей, что я запомнил из той поездки. Хотя запах канализации все же присутствовал.

Приехав в Курессааре, мы поставили машину и пошли гулять по городу, сразу направившись к Курессаарескому замку – главной достопримечательности острова. Двадцать лет назад я там тоже был, но уже почти ничего не помнил. Замок оказался небольшим, гораздо меньше Нарвского, но зато в отличие от него, там можно было ходить почти везде. Внутри замка несколько музеев, включая зоологический с чучелами животных, обитающих на острове. Что нас поразило – на острове встречаются даже фламинго, правда живут они там не постоянно, а бывают «проездом» в его западной части, где организован специальный заповедник для перелетных птиц.

После экскурсии по замку зашли в первый попавшийся ресторан и пообедали. Средняя стоимость горячего блюда – 79 ЕЕК.

Выехали из города и поехали в сторону полуострова Сырве искать место для ночлега. Как раз в том месте начинается песчаный пляж, но ставить палатки и жечь костры можно только в кемпингах. Самый известный и раскрученный из них – кемпинг Мяндъяла. Но и самый дорогой – 25 ЕЕК за палатку, 35 ЕЕК за человека плюс 25 ЕЕК за право закатить машину. Зато народу было немного, так что мы встали с палатками в сосновом лесу совсем недалеко от моря.

Погода была хорошая, светило солнце, поэтому, установив палатки, было решено погулять еще, и я повез компанию дальше по полуострову Сырве. Последние километры пришлось преодолевать по грунтовке, но вот мы наконец на знаменитом мысе Церель, где в 1914 году стояла русская береговая батарея, простреливавшая Ирбенский пролив.

А совсем недалеко от этого места в 1940 году, уже при советской власти, была построена новая батарея №315, командовал которой знаменитый капитан Стебель. Найти ее не составило труда, на дороге, ведущей вдоль южной оконечности полуострова, стояли два указателя – «STEBELI PATAREI» и «STEBELI KOMANDO PUNKT». От самой батареи осталась только бетонная яма, где и стояло орудие, да бункера в лесу вокруг. Вела туда узкая и извилистая дорожка, по которой я рискнул проехать на машине. А вот командный пункт сохранился гораздо лучше – сложенную из камней ветряную мельницу никто на металл разбирать не стал. Рядом с мельницей под землей был вырыт здоровый бункер, наверху которого стоит памятник артиллеристам батареи.

Еще несколько часов поплутав по грунтовкам на западе полуострова Сырве, часам к 10 мы вернулись в кемпинг. Уже темнело, поэтому мы сразу легли спать, решив жарить шашлыки утром.

Утром после еды я решил еще искупаться, благо пляж был совсем рядом. Вот только незадача – сколько я ни шел в сторону моря, воды было ровно по колено.

Последним местом, где мы побывали, стал памятник советским войскам в Техумарди, где мы встретили «Мазду», прежде уже попадавшуюся нам навстречу у батареи Стебеля. Вообще, как мы заметили, если едешь в какое-то место с ограниченным количеством достопримечательностей, то постоянно встречаешь рядом с этими достопримечательностями одних и тех же людей. К примеру, встреченный нами в городе голубой мотоцикл с коляской, потом ночевал в кемпинге.

Вобщем, закончив осмотр острова, в пятом часу мы уже стояли в длинной очереди на паром в порту Куйвасту. Очередь двигалась достаточно быстро, так что в 18:00 мы уже вышли в море. Обратно, для разнообразия, я поехал через Пярну, в окрестностях которого был обнаружен музей узкоколейных железных дорог. Но было уже поздно, поэтому знакомство с ним решено было отложить до следующего раза.

Всего за два дня пройдено 1070 км.